Фрески и росписи Корреджо
Художник Антонио Аллегри (Корреджо; 1489-1534) получил свое прозвище от названия провинциального городка Корреджо, расположенного в окрестностях Реджио Эмилии, где он родился и провел раннюю юность. К живописи его приобщили Лоренцо, дядя со стороны отца, и другие неприметные художники, жившие в этом городе. Юного Антонио привлекали искусство Мантеньи и культура мантуанского двора. Впоследствии на его личность и творчество повлияли Леонардо, Джорджоне и Рафаэль. Характерными особенностями его творений стали размытость форм, нежный колорит и грациозность поз персонажей. Работая в разных городах Эмилии, Корреджо развил оригинальный стиль, выделяющий его среди других художников начала XVI в. В 1519 г. художнику было поручено расписать покои Джованны Пьяченцы, настоятельницы монастыря Сан Паоло в Парме. За этим последовали монументальные произведения, которые в дальнейшем служили образцом для масштабных барочных росписей: фреска купола церкви Сан Джованни Эванджелиста, изображающая Видение Святого Иоанна на Патмосе (1520-1523), и фреска купола Пармского собора Вознесение Девы Марии (1526-1530).
В те же годы художник написал крупные алтарные композиции, отличающиеся ощущением живого эмоционального контакта между зрителем и священным изображением, чему способствовали неожиданные ракурсы и взгляды персонажей (примером может служить алтарная картина, получившая условное название Ночь - в 1522 г. ее поместили в церкви Сан Просперо в Реджио Эмилии). Возвратившись в родной город, Корреджо написал ряд работ по заказу герцогов Мантуанских: Аллегории Порока и Аллегории Добродетели (ок. 1529-1530; Лувр) для кабинета Изабеллы д'Эсте и серию мифологических сцен на тему Любовные похождения Юпитера (1531-1534) для герцога Федерико II.
Камера ди Сан Паоло Парма, монастырь Сан Паоло
В 1519 г. Корреджо расписал одну из комнат покоев Джованны Пьяченцы, настоятельницы бенедиктинского монастыря в Парме. Этот цикл фресок был посвящен Диане-охотнице, изображенной на дымоотводной трубе камина с месяцем на голове - тот же мотни представлен и на фамильном гербе аббатисы в центре плафона. Живописное оформление парусного свода определяется особенностями его архитектуры: художник решил превратить потолок в своего рода беседку, увитую цветущей зеленью, украшенную гирляндами, лентами, фруктами и поддерживаемую плетенкой из тростника. У основания каждого паруса растительный орнамент прорезан иллюзорным оконным проемом, в котором на фоне яркого неба изображены обнаженные путти с атрибутами охоты: луками, стрелами, рогами, оленьими головами, собаками. Шестнадцать парусов завершаются внизу таким же количеством ниш, написанных кьяроскуро, что создает эффект их освещенности снизу, прямо из окон комнаты. В каждой из ниш с помощью a trompe I'oeil (обманки) представлены имитирующие мрамор фигуры мифологических персонажей. По низу этого декоративного ансамбля протянулась своего рода длинная белая скатерть с изображениями сдвоенных бараньих голов, блюд и посуды, что намекало на использование комнаты в качестве столовой. Оригинальная манера Корреджо зазвучала здесь в полную силу: использовав античные и современные ему источники, он выработал оригинальный язык, передающий мягкость и радостную естественность материи, пространства и света.
Вознесение Девы Марии. Фреска, 1093x1195 см
Парма купол кафедрального собора
Фреска купола Пармского собора была написана Корреджо в 1526-1530 гг. Этот шедевр монументальной живописи отличается оригинальной трактовкой пространства, основанной на сочетании иллюзионистских эффектов: поэтому к нему не раз обращались художники барокко.
Корреджо представил Вознесение в виде чуда, совершающегося на глазах ошеломленного зрителя, который, находясь в центральном нефе, снизу созерцает происходящее. Все произведение построено на диалектическом соотношении иллюзорного и реального пространства, иллюзорной и реальной архитектуры. Дева Мария изображена у основания уходящей в небесную высь клубящейся облачной спирали, написанной на куполе со стороны центрального нефа. Марию сопровождает целый сонм растрепанных, ликующих ангелов. Святых, блаженных и персонажей Ветхого Завета - снизу видны их болтающиеся ноги. Справа и слева помещены обнаженные Адам и Ева,
причем последняя держит в руке запретный плод, источник первородного греха. В центральной части купола, самой высокой и наиболее освещенной, изображен Христос, идущий навстречу Матери сквозь все это нагромождение тел и облаков. В земном же измерении остаются юноши-эфебы, которые на треножниках воскуряют фимиам, и глубоко потрясенные апостолы - они располагаются по краям балюстрады, прерываемой восемью оконными проемами купольного барабана. Наконец, внизу, в конхах, изображены четверо Святых покровителей города: Иоанн Креститель, Иларий, Фома и Бернард.
Новизна приемов, использованных во фреске, не была по достоинству оценена канониками собора (один из них назвал ее "лягушатником"). Существует предание, согласно которому творение Корреджо от разрушения спас Тициан: проезжая через Парму в свите императора Карла V, он был настолько потрясен совершенством росписи, что воскликнул: "Даже если бы вы вывернули эту фреску наизнанку и наполнили ее золотом, все равно вам не удалось бы достойно расплатиться за нее".
Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:
- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок).
- Скульптура: рельеф, барельеф, памятник, монумент, надгробия, скульптурный декор орнамент, бюст.
- Иконопись: иконы, храмовая роспись, роспись церквей.
- Декоративная отделка и оформление: золочение, позолота, мозаика, сграффито, витражное искусство, роспись по стеклу, лепнина.
- Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами
- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно.
Мы находимся в Киеве тел: (098) 844 57 29 (097) 839 84 50. Выполняем заказы в Украине, странам СНГ, и ближнего зарубежья.